Постоянные читатели

Консультации

пятница, 19 октября 2012 г.

ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ИННОВАЦИОННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОПЫТА
Методические рекомендации

Передовой опыт – это оперативная форма разрешения противоречий, конфликтов, часто возникающих на практике, быстрого реагирования на  запросы пользователей библиотеки, изменяющуюся ситуацию обслуживания читателей.
Творческий опыт – это высокая результативность за счет применения новых методов и технологий.
Репродуктивный опыт – высокий результат за счет добросовестного выполнения обязанностей, в пределах известных форм и методов работы.

 Виды библиотечного опыта (по объему):• Система работы библиотеки;
• Система работы библиотекаря;
• Система работы библиотечного работника ОУ по одному из разделов деятельности (ведение учетной документации; комплектование библиотечных фондов; сохранность фондов; работа с читателями; формирование информационной культуры);
• Определенные методы, формы, приемы в деятельности библиотечного работника.

 Критерии положительного библиотечного опыта:• Высокая результативность (полнота, прочность знаний, наличие соответствующих умений и навыков, воспитанность детей – пользователей библиотеки);
• Научная обоснованность;
• Творческая новизна;
• Актуальность;
• Высокий результат деятельности при сокращении затрат времени на выполнение библиотечных процессов (не в ущерб другим видам деятельности);
• Устойчивость (стабильность высоких результатов деятельности, длительное функционирование);

Работа по обобщению опыта проходит несколько этапов:
1 этап – осмысление опыта.
      Определите, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в библиотечной деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы и  приемы деятельности.
2 этап - изучение опыта.
     Начинайте этот этап с определения темы своего опыта. Она должна отражать основную идею опыта, быть конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной. Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать "Система работы...". Если же вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название, например, "Опыт литературно-краеведческой работы...".
Изучите, насколько ваш опыт актуален, обратитесь к литературе (научным, методическим, дидактическим источникам и практике (опыту других), для вычленения научной идеи,  лежащей в основе вашего опыта.  Определите  индивидуальные черты  вашей деятельности по данной проблеме.
       Следующий ваш шаг - определение и выдвижение идей собственного опыта работы. Выделите составные части его, выстройте их в логической иерархической последовательности.
3 этап - обобщение собственного опыта (обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении).

Существуют различные формы обобщения опыта, но наиболее распространенной является описание.

ОФОРМЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Титульный листВверху - Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа. Полное название ОУ.
В середине – название опыта, Ф.И.О. библиотечного работника.
Внизу – название населенного пункта, в котором расположена библиотека.
2 листРецензия на опыт, написанная методистом по библиотечному фонду, руководителем МО, директором ИМЦ.
3 листСодержание: последовательное перечисление всего помещенного материала с указанием страниц.
4 листЕсли обобщается опыт работы одного библиотекаря,  помещается его фото.
5 лист
Характеристика:
• Краткие биографические данные;
• Особенности личности библиотекаря;
• В чем выражается профессиональный успех в работе.
 Характеристика заверяется подписью руководителя ОУ и печатью учреждения.
Далее следует последовательное изложение всего материала.
6 лист Основной доклад:
Описание опыта работы (объем 3-4 печатных листа).

Схема данной работы следующая:
Раздел 1. Обосновывается актуальность данного опыта работы, формулируется основная идея опыта.
Раздел 2. Реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме опыта. Суть данной работы - вычленение научной идеи, лежащей в основе вашего опыта.
Раздел 3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущность опыта, его результативность, условия использования. Отразите факторы успешности представленного опыта работы в следующем порядке:
• название фактора успешности (что?);
• с какой целью (для чего?)  вы его применяете  и в какой последовательности;
• что дает применение этого фактора (результат);
• за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).
• трудности и проблемы, с которыми столкнулся библиотечный работник, как они преодолевались и решались;
• выводы, результаты, перспективы
Перечень используемой литературы.
Раздел 4. Приложение. Прилагается иллюстративный материал, подтверждающий аналитическое описание опыта. Конспекты библиотечных уроков, сценарии внеклассных мероприятий, примеры дидактиче¬ских материалов, наглядных пособий, схемы, графики, фотографии, аудио-, видео-материалы , приложения на информационных носителях и др.

Типичные ошибки, которые возникают в работе по обобщению ПБО
• Непродуманный выбор и формулировка темы;
• Описание опыта сделано в виде отчета, без обобщения и анализа;
• Отсутствие теоретического обоснования, только цифровое и процентное обоснование;
• Отсутствие разговора о трудностях, только положительный аспект в описании опыта;
• Результаты деятельности не освещены или освещены недостаточно; Распыление, обзор большого количества вопросов вместо того. Чтобы сконцентрировать внимание на главном. Нужно брать за основу два-три вопроса и рассматривать их всесторонне.

Этапы и методы распространения библиотечного опыта
Обобщенные опыт не может быть достоянием только его автора. Далее начинается его пропаганда.
Практический показ (для педколлектива, РМО библиотекарей).
 Форма организации показа:
• Вступительное слово о системе работы библиотекаря .
• Вопросы библиотекарю, чей опыт обобщается.
• Показ.
• Обсуждение.
• По итогам принимается решение (внедрить в работы опыт библиотекаря… (Ф.И.О.), представить на РМО, семинаре библиотечных работников и т.д.).
Устная форма:• Выступление с докладом на педсовете, МО;
• Консультации;
• Участие в совещаниях;
• Участие в курсах.
Наглядная:• Стационарные и передвижные библиотечные выставки на районных конференциях, конкурсах, фестивалях;
• Учебное кино; фотоальбом;
• Выставки детских работ (рефераты, доклады, переплетенные книги и т.д. в зависимости от темы ПБО).
Печатная:• Выпуск стенгазет;
• Статьи, сообщения, информация в районных СМИ;
• Выпуск листовок, буклетов;
• Издание брошюр;
• Сборники с описанием опыта работы и методическими рекомендациями, разработками.

Источники информации:
1. Изучение, обобщение и распространение инновационного библиотечного опыта работы [Электронный ресурс] // Уроки, справочники, рефераты, материал для учеников. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-147649.html
2. Обобщение опыта работы школьного библиотекаря [Электронный ресурс] // Записная книжка школьного библиотекаря. – Режим доступа: http://bibnout.ru/2010/04/27/innovacii-v-biblioteka/obobshhenie-opyta-raboty-shkolnogo-bibliotekarya/
3. Смирнова, А. Изучение, обобщение и распространение инновационного библиотечного опыта работы  [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. - № 5. –      С. 19. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=285

 Рязанцева Т. В. Библиотека НМБОУ "Гимназия № 11"

____________________________________________________________________________

среда, 3 октября 2012 г.

         Не знаете как оформить полочные разделители для художественной литературы? Тогда вам стоит посмотреть здесь

Рязанцева Т. В. Библиотека НМБОУ "Гимназия № 11"

_____________________________________________________________________________

пятница, 7 сентября 2012 г.

Познакомиться с технологией подготовки и организации массового мероприятия можно здесь.

Рязанцева Т. В. Библиотека НМБОУ "Гимназия № 11"

______________________________________________________________________________

Анализ работы школьной библиотеки

Для того чтобы успешно управлять процессом информационно-библиотечного обслуживания, необходимо владеть умением анализировать и планировать свою  работу. План и  анализ  работы   библиотеки  – главные документы, которые характеризуют деятельность  школьной библиотеки. Годовой план  работы  является составной частью плана учебно-воспитательной работы  школы. Перед его составлением на новый учебный год заведующий  библиотекой (библиотекарь) должен проанализировать  работу  библиотеки  за прошедший учебный год.

 диной и обязательной формы отчета и  анализа  работы, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, письме Минобразования и т.д.), не существует. Предлагаем вам консультацию по подготовке анализа  работы школьной библиотеки.

В отличие от отчёта,  анализ  предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведённой  работы  (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения  работы  по каждому конкретному направлению.

Документы, анализируемые в ходе анализа работы библиотеки
  • Дневник библиотеки
  • Читательские формуляры.
  • Тетрадь учёта выполненных справок.
  • Тетрадь перерегистрации читателей.
  • Книги суммарного учёта библиотечного фонда и фонда учебников.
  • Годовой план работы библиотеки.

Примерная схема годового отчёта/анализа работы школьной библиотеки
  • Цели и задачи библиотеки;
  • Количественные показатели;                                                                   
  • Индивидуальная работа с читателями;
  • Массовая работа;
  • Справочно-библиографическая работа;
  • Информационная работа;
  • Работа с фондом;
  • Работа с фондом учебников;
  • Формирование информационной культуры участников образовательного процесса;
  • Внедрение ИКТ;
  • Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями;
  • Повышение квалификации.

Для подтверждения результатов проведённой  работы  можно привести фотографии, таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Например такие:

  
Книговыдача по отраслям знаний

Посещения. Книговыдача. Справки

Данная информация должна сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.

 В конце каждого раздела делается вывод, в котором обобщается проведённая по данному направлению работа, указывается, какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

 Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач (какие направления библиотечной работы наиболее удачны, какие формы работы наиболее приемлемы,  что удалось и не удалось сделать и почему, на что предстоит обратить особое внимание в новом учебном году).  Наметить перспективные направления деятельности.

 С учётом выявленных недостатков и проблем, ставятся  задачи на новый учебный год.

 По данному вопросу можно ещё прочитать:

1. Баханская, Е. Всё о вашей библиотеке [Текст] / Е. Баханская // Библиотека в школе: газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. - № 20. – С. 42-44.

Электронную версию статьи можно прочитать  Здесь

2. Дацик, В. В. Как ещё один год я «сидела» в школьной библиотеке [Текст] : анализ работы библиотеки гимназии № 177 за 2006/2007 учебный год / В. В. Дацик // Школьная библиотека. – 2007. - № 8. – С. 55-64.

Электронную версию статьи можно прочитать Здесь

 3. Долгощёкова, Т. Н. Библиотечная статистика [Текст] : как и зачем её вести? / Т. Н. Долгощёкова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 28 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе», вып. 4).

 4. Максимова, Г. Организация деятельности школьной библиотеки. [Текст] : памятка по проверке состояния работы школьной библиотеки / Г. Максимова, Т. Седых // Библиотека в школе: газета Издательского дома «Первое сентября». – 2007. - № 18. – С. 20-27.

Электронную версию статьи можно прочитать Здесь

5. Маршева, Н. Время собирать отчёты [Текст] / Н. Маршева // Библиотека в школе: газета Издательского дома «Первое сентября». – 2002. - № 9. – С. 7, 19-20.

Электронную версию статьи можно прочитать Здесь
 

6. Олефир, С. В. Мониторинг читательской активности [Текст] : методические рекомендации / С. В. Олефир. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе», вып. 21)

 Рязанцева Т. В. Библиотека НМБОУ "Гимназия № 11"
___________________________________________________________________________

вторник, 13 сентября 2011 г.

Планирование работы школьной библиотеки
Каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором школы. Этот план - часть общего годового плана учебно-воспитательной работы данного уч­реждения.
Единой и обязательной формы плана, отраженной в каком-либо регламентирующем документе, на сегодняшний день не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под схемы планов, которые приняты в конкретном образовательном учреждении.
            Цель данного материала – помочь школьному библиотекарю четко и грамотно спланировать свою деятельность.
Как организовать планирование?
·         Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана школы. Какие задачи стоят перед вашим учреждени­ем на текущий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении.
·         Перед составлением плана необходимо побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия.
·         Следующий этап - определение главных тем года, отражение их в ос­новных задачах и конкретизация в плане работы. (Так, основной темой работы в 2009/2010 учебном году было 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.).
·         План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяю­щими в учебном году.
·         Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
·         Если вы тесно сотрудничаете с филиалами ЦБС, то необхо­димо учесть определенные пункты их плана, чтобы организовать совместную работу.
·         В библиотечной жизни есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми книгами, с задолжниками, с активом читателей, ведущие темы года. Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз.
·         По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, как, например, к 65-летию Победы.

Примерная структура годового плана школьной библиотеки:

Годовой план состоит из двух частей: текстовой и статистической. Разделы плана должны отражать все направления деятельности библиотеки образовательного учреждения, как с читателями, так и с носителями информации.
I. Цели и задачи библиотеки
Задачи годового плана формируются с учётом специфики образовательного учреждения и основных задач, записанных в Положении о библиотеке данного учебного заведения. Задачи должны быть конкретны.
II. Основные цифровые показатели:
- количество читателей –   
- из них учащихся –                        
- число посещений –
- книговыдача –
- средняя посещаемость –
- средняя читаемость -

III. Индивидуальная работа с читателями. Привлечение новых читателей
  • изучение читательских интересов;
  • проведение опросов, анкетирования;
  • анализ чтения.
IV. Массовая работа
Способствование формированию личности учащихся средствами куль­турного наследия, формами и методами массовой рабо­ты:
  • беседы,
  • диспуты,
  • литературные игры,
  • читательские конференции,
  • утренники,
  • викторины,
  • литературно-музыкальные композиции и т.д.
V. Организация библиотечных фондов и их пропаганда
  • изучение состава фонда и анализ его использования;
  • формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционны­ми носителями информации;
  • комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с обра­зовательной программой школы;
  • оформление подписки на периодику, контроль доставки;
  • прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений;
  • учет библиотечного фонда;
  • прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка;
  • выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам;
  • выдача документов пользователям библиотеки;
  • расстановка документов в фонде в соответствии с ББК;
  • оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, ин­дексов), эстетика оформления;
  • проверка правильности расстановки фонда;
  • работа по сохранности фонда;             
  • инвентаризация;
  • обеспечение работы читального зала (при его наличии);
  • популяризация лучших документов с помощью выставок и стендов.
VI. Работа с фондом учебников
·      составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебни­ки;
·         прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки;
·         прием и выдача учебников;
·         информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебни­ков и учебных пособий;
·         периодическое списание ветхих и устаревших учебников;
·         проведение работы по сохранности учебного фонда;
·         инвентаризация учебного фонда.

VII. Справочно-библиографическая работа
  • ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом воз­растных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки);
 VIII. Информационная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса  информационным обеспечением педагогических работников:
  • совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
  • обзоры новых поступлений;   
  • подбор документов в помощь проведению предметных недель и дру­гих общешкольных и классных мероприятий;
  • помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
  • помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний МО и т.д.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
  • на абонементе;
  • в читальном зале;
  • подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
  • помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприя­тиям.
Информационное обслуживание родителей (или иных законных пред­ставителей) обучающихся:
  • оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
  • выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
IХ. Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса
  • формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, от­бору и критической оценке информации;
  • ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, зна­комство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со струк­турой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями;
  • индивидуальная и групповая работа с педагогическим коллективом.
Х. Внедрение новых информационных технологий
         Эта часть плана включает работу с новыми информационными технологиями в обслуживании читателей библиотеки, планирование процессов компьютериза­ции библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использование электронных носителей, создание видео-, аудиотеки и т.д.

Рекомендуем обратить внимание на отличные методические рекомендации Ирины Дейнеко «План работы как вид творчества». Их можно прочитать здесь

Можно познакомиться с планами работы коллег из других регионов

Ну и в традиционный список литературы:
  1. Андреева, М. С. Приступая к работе над планом [Текст] / М. С. Андреева // Школьная библиотека. – 2005. - № 5. – С. 28 – 30.
  2. Ежова, Н. Я. План работы школьной библиотеки [Текст] / Н. Я. Ежова // Практика административной работы в школе. – 2008. - № 4. – С. 43-47.
  3. Иванова, В. П. План работы библиотечно-информационного центра [Текст] / В. П. Иванова // Практика административной работы в школе. – 2011. - № 3. – С. 12-19.
  4. Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общей ред. Г. И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001. – С. 77-80.
  5. Курганский, С. М. Годовой план работы школы [Текст] / С. М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2008. – С. 319-329.
  6. Литвинова, И. А. План работы библиотечно-информационного центра МОУ г. Воронежа на 2003/2004 уч. год [Текст] / И. А. Литвинова // Школьная библиотека. – 2004. - № 8. – С. 29-45.
  7. Ляшенко, Т. Д. Планирование работы школьной библиотеки [Текст] / Т. Д. Ляшенко // Практика административной работы в школе. – 2008. - № 4. – С. 36-42.
  8. Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки [Текст] : методические рекомендации  / М. С. Андреева, Е. В. Баханская, И. В. Дейнеко, Н. В. Маршева. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32с.- (Б-чка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе»).
      
    Рязанцева Т. В. Библиотека НМБОУ "Гимназия № 11"


Комментариев нет:

Отправить комментарий